Добавить ярлык теплое Местечко на главный экран
Нажмите на иконку       и в меню выберите «Добавить на главный экран»

Новости

Виртуальная примерка ковров

О восточных коврах ручной работы

06.09.2016

shelkovyj-kover-v-interere.jpgСекрет великолепия восточных ковров ручной работы заключен в выборе материала, сочетании цветов, красоте дизайна и превосходном качестве изделий. Ковры ручной работы считаются не только предметами обихода, но и произведениями искусства.

Ковры на Востоке ткут все и всюду: отдельные семьи, старинные ремесленные династии и большие фабрики.
Сегодня Иран производит большее количество ковров, чем все другие центры ковроделия вместе взятые. Кум, Наин, Tебриз, Исфахан, Габе - в каждом из этих городов Ирана свои секреты ковроделия, свои особенные, самобытные ковры. Специалисту достаточно одного взгляда, чтобы определить точное место изготовления ковра. Здесь важно все: какие используются цвета и орнаменты, какая шерсть и основа, какова плотность ковра и тип узла.

Восхитительная красота и превосходное качество персидских ковров известно по всему миру. Это и неудивительно: нет ни одной страны, в истории, культуре, и повседневной жизни которой ковер играет такую же громадную роль, как в Иране. Мебели в иранских домах, как правило, немного, и роль главного элемента домашней "обстановки" выполняют здесь ковры. Есть даже расхожая фраза: "Иранцы бросают свое богатство на пол". Можно, не погрешив против истины, сказать, что иранцы появляются на свет на коврах, живут на них, растят детей. Неважно, богат или беден дом иранца, в нем непременно есть ковер - у кого дорогой, а у кого старый и потертый, что не делает его менее любимым для хозяина.

Качество ковра имеет много составляющих. Это и материал ворса, и тщательность плетения, и композиция, и рисунок, и цветовая гамма. Кисти, нити основы, обработка края ковра и его плотность также имеют огромное значение. Считается, что только иранские мастера поддерживают на высочайшем уровне все характеристики своих ковров. При этом большое значение придается выразительности и глубине цвета. Персидские ковры имеют самую широкую гамму красок с мягкими, звучными, чистыми оттенками.

Каждому традиционному ковру присущи узнаваемый орнамент и цветовая гамма. 
Палитру иранских ковров определяют теплые, но насыщенные цвета Востока: закатный багрянец солнца, цвета глубокого неба, бескрайней пустыни, прозрачных родников.

d1e40.jpg

Цвет настоящих персидских ковров с каждым годом лишь обретает новую глубину и яркость, в этом секрет их удивительного долголетия. Геометрический орнамент "персов" близок к устоявшемуся в России представлению о "настоящем" ковре. Возможно, поэтому они так популярны в нашей стране. Мастер никогда не повторяет узор дважды, хотя общие элементы узора сохраняются, и по ним можно судить, в какой местности сделан ковер. 
Персия - страна, история которой насчитывает несколько тысячелетий. Из сказок нашего детства мы узнаем о караванах верблюдов, плывущих по пустыням, о всемогущих падишахах и вечно юных гуриях, о благоухающей красоте садов персидских владык, и, конечно, об удивительно ярких персидских коврах. Название "персидский ковер" сохранилось за коврами, созданными в современном Иране, территории, входившей в состав древней Персии.
В Коране сказано, что мир был сотворен Аллахом за шесть дней. Сначала в бесконечности пустой Вселенной возникли семь небес и зажглись светила, а потом под ними прекрасным ковром была расстелена земля, придавленная для прочности горами. Ковер, таким образом, ассоциируется на Востоке с мини-моделью земного рая. Без него немыслим ни один дом, а уровень благосостояния человека определялся количеством и качеством ковров в его жилище. Та семья, которая не могла позволить себе устелить пол собственного дома достойными коврами, выглядела жалко в глазах соседей.

История древней Персии неразрывно связана с историей восточного ковра. Искусство ковроделия передавалось от поколения к поколению и считалось самой дорогой семейной ценностью. Изначально ковры ткали на дому, для личного пользования или в подарок. Только в III веке н. э. в мастерских и мануфактурах Персии началось производство ковров на продажу. Проследить историю персидского ковра - значит проследить путь развития одной из величайших в мире цивилизаций.

Многие историки сходятся на том, что изобретателями ковра были безымянные кочевники Центральной Азии. Ковер для кочевника был незаменимым предметом интерьера - он защищал от холода и сырости, мог служить входной дверью шатра, или его полом.

Персы умели ткать ковры еще 2400-2500 лет назад. Именно так учеными оценивается возраст первого сохранившегося до наших дней восточного ковра. Он был найден на Алтае советскими учеными в археологической экспедиции под руководством Руденко и Грязнова. Благодаря вечной мерзлоте содержимое усыпальниц Пазырыкских курганов хранилось в течение тысячелетий. Одной из находок Пазырыка оказался ковер иранской работы, ставший настоящей сенсацией. Эта находка свидетельствует об уникальном факте: спустя столетия классическая техника ручного плетения ковров не претерпела никаких изменений.

rid61.jpg

История сохранила для нас рассказ об одном из первых шедевров персидских мастеров - "Весеннем ковре" царя Хосрова I, сплетенном в VI веке в честь победы персов над римлянами и завоевания Аравийского полуострова. "Весенний ковер" был, без сомнения, самый дорогим ковром в истории. Это в то время имело и политическое значение - такой ковер был символом власти и мощи, а его красота символизировала божественное происхождение царя. Размеры ковра были поистине гигантскими: 122 метра в длину, 30 метров в ширину, а весил он несколько тонн. Но самое потрясающее - узор этого ковра. Земля была вышита нитями из золота, вода - прозрачными драгоценными камнями. Цветы и плоды на деревьях были также из самоцветов. Предания повествуют, что когда расстилали этот ковер, весенний воздух проносился по залу. Но в середине седьмого века Персию захватили арабы, и "Весенний ковер" не пережил нашествия: завоеватели разрезали его и увезли из захваченной столицы по частям.

Кум (Гом)
В 140 км от Тегерана, в священном городе Гом (Qum), вяжут очень дорогие и очень красивые шёлковые ковры. Они всегда стоят целое состояние, но по красоте и плотности плетения им нет равных.
Купить кум - значит купить ковер выдающегося качества и красоты. В Куме делают совсем немного больших ковров, но если уж делают, то такие ковры требуют работы нескольких высококвалифицированных ткачей в течение нескольких лет.  Хотя в Куме и выпускаюся шерстяные ковры, этот город прежде всего по праву славится своими восхитительными коврами ручной работы из чистого шелка.

Шёлковые ковры «гом» делают на шёлковой основе. В редких случаях, когда используют шерсть, обязательно добавляют детали из шёлка, дабы придать ковру «игривость». Дизайны «гом» очень разнообразны: это разные «медальоны», цветы, ветви, плоды, ягодки, сады, купола, птички и сцены охоты. Неважно, какова основная цветовая гамма «гома» — красновато-коричневая, темно синяя, оранжевая и розовая — вы обнаружите бирюзовый цвет практически на каждом ковре.

Кашмирский Шёлк.
Индийские  ковры, как шелковые, так и шерстяные, имеют иранское происхождение. Все началось в 14 веке во время правления великого Суфия Персии (Hazrat Mir Syed Ali Hamdani), который прибыл в Кашмир со своим духовенством. В результате этого Кашмир стал мусульманским регионом, а правитель Кашмира его верным союзником. Лучшие мастера Персии прибыли в регион, чтобы обучить местные семьи не легкому искусству ковроткачества. 

Большую роль в развитии ковроткачества в Кашмире сыграли еще 2 периода. Первый относится к периоду правления Мугалов. В конце 16 века во времена правления императора Акбара(Akbar) большое внимание уделялось ковроткачеству.
 Однако, пожалуй, самое важное развитие Кашмирских ковровотносится ко времени правления Зайнула Абадина (Zainul-Abadin (Budshah) - начало 18 века, когда ковры получают свою известность далеко за пределами региона и начинают пользоваться огромным спросом, благодаря своей неподражаемой красоте и роскоши.

Со временем в Персии ткачество почти умерло, а в Кашмире наоборот расцвело шерстью и шелком. Лучшие шелковые и смешанные ковры ручной работы ткутся в Кашмире и сейчас. Искусство ковроткачества держится в тайне и бережно передается из поколения в поколение.

В наше время Кашмирские ковры достигли пика своей известности. Такие ковры можно с легкостью и с полной уверенностью назвать настоящим произведением искусства. В производство ковров вкладывается тысячи часов квалифицированной ручной работы. Каждый ковер ручной работы представляет собой эксклюзивную вещь, так как при ручной работе ни один ковер не может полностью скопировать предыдущий чего нельзя сказать при бездушном машинном плетении. Совершенно не случайно шелковые ковры Кашмира нашли свое место в музеях Англии и других странах Европы.

Индийские ковры
Искусство изготовления индийских ковров ручной работы, началось во время господства Шаха Акбара в 16 столетии. В те времена персидские ткачи принесли культура ткачества в Индию, и с тех пор производство ковров развивалось. Самые известные из индийских ковров изготовлены в Агре и Амритсаре, а также шелковые кашмирские ковры. В отличие от других стран, изготовлением ковров в Индии в основном занимаются мужчины.
Индийские ковры шёлк:
Тебриз -  фоном для них являются кремовый, красный или синий цвета.

Сюжетно-тематические ворсовые ковры, характерные для тебризской школы считаются наиболее сложными по происхождению мотивов и образов. Темы на этих коврах часто навеяны творениями великих поэтов Востока, на них можно встретить изображения соколиной охоты или грозного льва. Ковры из Тебриза можно сразу узнать по орнаменту - медальоны в центре и по углам. Медальон в центре ковра символизирует луну, а узор из ромбов с зазубренными листочками по краям - чешую рыб, которые в час полнолуния поднимаются к поверхности воды, чтобы полюбоваться отражением луны.

Известны также тебризские ковры-картины, где изображены фрагменты дворцов и мечетей, сцены битв. Часто на создание того или иного узора ковра мастера вдохновляли обложки старинных книг, расписанных вручную. Эти ковры хорошо смотрятся в богатых интерьерах и в больших помещениях, площадь которых не меньше 50-70 кв.м. 
Особой популярностью они пользуются у современно настроенных дизайнеров интерьера благодаря приглушённой, но богатой цветовой гамме. Пожалуй, самые знаменитые из персидских ковров.

Габе
Габе - очень модны на Западе. Причины их популярности - двусторонний рисунок и более низкая (приблизительно в два раза, чем у среднего "перса") цена. Это большие ковры, сотканные из неравномерно прокрашенной шерсти, с очень крупным незамысловатым рисунком. На первый взгляд они никак не могли конкурировать с привычными коврами, отличающимися мелким детально прорисованным орнаментом и богатой палитрой цветов. Однако очень скоро они с ума свели весь мир. Теперь персидские ковры из Габе можно увидеть в домах самых больших ценителей искусства.

Пакистанские ковры
История плетения ковров в Пакистане сопоставима с индийской. Однако же пакистанские абсолютно отличаются от индийских ковров, - как по почерку, так и по материалу и приемам ручной работы. 

Пакистанские предприятия по производству ковров еще в 60-ые годы среагировали на рост спроса в западных странах сбыта. И уже в начале 70-х годов пакистанские ковры завоевали прочную часть немецкого рынка, отличаясь значительно меньшей стоимостью в сравнении с аналогичными персидскими. Но сейчас объем сбыта снижается. 

Изделия нерасслоеного (одноуровневого) плетения характеризуются геометрическими узорами в духе бухарских образцов; в отдельных случаях встречаются также цветочные узоры, предметные мотивы и турецкий узор "саф". Нерасслоенные ковры являются мягкими и нежными, они значительно дешевле расслоенных (двухуровневых). Изделия наилучшего качества плетутся без исключений из импортной шерсти (преимущественно новозеландской). 

Узоры современных расслоенных ковров примерно повторяют излюбленные узоры монгольских властителей. Эти узоры основываются, в свою очередь, на персидских мотивах, так что расслоенные плетенные ковры в большинстве случаев называются также в торговле коврами с персидским узором. Расслоенные пакистанские ковры характеризуются "древесной" жесткостью, их довольно трудно согнуть. 

Для пакистанских ковров не существует определенной привязки к областям происхождения. Они отличаются от персидских ковров более мягкими пастельными тонами и часто представляются более светлыми. Классификация может быть осуществлена по параметрам качества, поскольку для расслоенных количество узлов для нитей основы и утка примерно одинаково (например 18:20), тогда как для нерасслоенных имеет место значительное различие (например 10:20). 

Поскольку в Пакистан эмигрировало много мусульман из Кашмира, в этой стране производятся также изделия кашмирского плетения, которые нельзя отличить от оригиналов. Но это не оправдывает сбыт изделий бухарского плетения, а также и цветочных узоров, под видом кашмирских ковров с использованием их высокого реноме. 

Новой звездой на ковровом небосводе является так называемые "чичин" или "чапбафф" / "чапабафф", изготавливаемые в лагерях афганских беженцев на севере Пакистана. Эти ковры ручного плетения представляют собой новую самобытную группу, имеющую в настоящее время огромный спрос на рынке. Хотя эти новые произведения искусства принадлежат в этническом и культурном плане различным народностям Афганистана, с точки зрения торговой политики они являются пакистанским и имеют, как следствие, пакистанские свидетельства о происхождении товара. 

Торговля ведется, в основном, в Лаоре и Карачи, а в последнее время еще и в Пешаваре, но там продаются исключительно работы афганских беженцев.

Мериносовая шерсть -  Это шерсть, взятая от мериноса (порода овец), состриженная с определенного места — с холки. На холке шерсть мериноса особенно хороша. Это тонкорунная шерсть, толщина ее — менее 24 мк. Помимо того, мериносовая шерсть длинная, белая, обладает прекрасными термостатическими свойствами. За счет особенностей роста (естественный завиток) мериносовая шерсть отличается упругостью. Одно из немаловажных качеств — то, что она не раздражает кожу. Поэтому ее можно смело рекомендовать для создания детских вещей. 
Мериносовая шерсть дороже обычной. Другие виды волокон добавляются в нее редко, и не для того, чтобы улучшить качество, как в прочих случаях (качество ее безупречно), а для того, чтобы снизить цену. Ухаживать за изделиями из мериносовой шерсти следует также, как и за обычными шерстяными вещами — но для того, чтобы они не утратили особых, присущих только им качеств, стирать и сушить их следует особенно бережно.

Zigler - Шерсть только высшего качества и натуральные красители использовались для изготовления этих ковров. Полностью ручной процесс производства от скручивания нитей до покраски пряжи придаёт этим коврам эффект дорогого великолепия, сохраняющего дух истории.
Ziegler - традиционные афганские ковры в классическом восточном стиле. Изначально они назывались Ghaznavi и ткались в Афганистане, но впоследствии производство этих ковров в Афганистане было прекращено и постепенно перенеслось в соседним Пакистан, где ковры были переименованы в Ziegler. В коврах стали появляться новые элементы, варианты окраса и качества: стали встречаться менее плотные, грубые. Отбирая ковры в свою коллекцию, мы стараемся находить экземпляры, наиболее точно повторяющие оригинальные афганские по дизайну, окрасу и качеству. 

Непальские ковры
Искусство изготовления ковров является древней традицией в Гималайском Королевстве Непала. В 60-х годах XX века Непальские ковры впервые экспортировались в Швейцарию, что послужило причиной серийных производств в долине Катманду. Задолго до того, как Непальские ковры стали экспортным товаром, ткачихи в горах Непала производили их для местного потребления. Шерстяные рукодельные продукции в виде Ради, Пахи, Хади, Баккху, которые изготовлены, в основном, в Гималайском регионе Непала, пользовались внутри страны и в дальнейшем переходили в ковры традиционного, а потом современного дизайна, в таком виде существуют в настоящее время. Впрочем, цвета и узоры традиционных ковров в первоначальном этапе не слишком соответствовали европейским представлениям.

В сжатый срок Непальские производители сориентировались к Европейским и Американским интересам, и благодаря чему Непал стал одним из ведущих стран-экспортеров ковров ручных работ в мире.

Усиленная ориентация на европейские тенденции оформления интерьеров и снижение спроса на классические персидские ковры привели к тому, что производство плетенных ковров в Непале выросло внезапно до непредвиденно-высокого уровня и приобрело существенное рыночное значение. Удалось оперативно наладить производство согласованных по рисунку и цвету изделий, буквально проглоченных рынком. Правда, со временем интерес покупателей стал снижаться, как это бывает всегда с "тенденциозными" товарами, но своевременное усовершенствование дизайна ковров не только компенсировал снижение спроса, но и повысил его.

Техника плетения имеет корни народов, проживающих в горных регионах Непала, а точнее - Шерпа. При плетении вокруг прутка завязывается последовательность непрерывных узлов так, что в горизонтальном направлении образуется ряд петель. После того, как пруток полностью покрывается узлами, петли подрезаются сверху, и ворс расправляется. Но применение такого скоростного метода возможно только потому, что Непальский ковер является очень плоским и имеет однотонные участки большого размера. А узелок в итоге имеет персидскую форму.

 В узоре и стиле проявляются исходные восточно-азиатские влияния. Но Непальское производство испытывает настолько сильное влияние со стороны, главным образом европейских заказчиков, что здесь можно, по существу, говорить о производстве с расширенным ассортиментом. В частности, это относиться к изготовлению ковров по проектам цветового оформления узора, предлагаемым европейскими и американскими дизайнерами, - в жизнь воплощается любой желаемый узор. Плотность Непальских ковров измеряется в узле/кв.дюйме и варьируется от 60 до 200 узлов в кв.дюйме и является эталоном качества ковров. Высота ворса Непальских ковров в диапазоне составляет 5-10 мм и имеет равномерные и гладкие поверхности. Непал стал одним из крупнейших экспортеров рукодельных ковров в мире. Большим спросом Непальские ковры пользуются в Германии, США, Голландии, Швейцарии, Австрии, Бельгии, Канаде, Турции, Франции, Дании, Италии, и Испании.

Производство ковров - это, в большей части, тяжелый человеческий труд. Непальские ковры изготавливаются из шерстяной пряжи, в основном из Новозеландских овчин шерсти и примерно 15-20% тибетской шерсти. Кроме 100% шерстяных ковров, они производят комбинированные, в определенных соотношениях, с натуральным шелком ковры, а также 100% натуральные шелковые ковры. Наряду с этим, Непальские мастера изготавливают ковры из растительного волокна (джут, пенька, крапива и.т.д.), обладающие лечебными свойствами. Последнее время Непальские производители почти полностью перешли от традиционного дизайна к современному дизайну (Европейский, Американский). При этом Непальские производители не только сохранили высочайшее качество классических ковров, но и улучшили его. Увеличение спроса на непальские ковры привело к высокому росту производства, при этом, качество и дизайн Непальских ковров тоже улучшились. В этом большая заслуга рук профессиональных Непальских мастеров, также превосходного натурального сырья и вспомогательных материалов, которые используются при изготовлении ковров, благодаря чему современные элитные Непальские ковры ручной работы занимают доминирующее положение в мире.

Сегодня в ковроткачестве возрождаются традиции и возвращаются технологии 200-300-летней давности, когда узелки завязывались вручную, красители использовались только натуральные, а орнамент передавался от поколения к поколению. Износостойкость персидских ковров исчисляется веками. Однако будьте осторожны при покупке - порой вместо настоящего иранского ковра Вам могут предложить китайскую подделку. На первый взгляд она ничем не отличается от ковра ручной работы, но стоимость ее раза в 3-4 меньше оригинала. Такие ковры служат недолго. Некоторые фабрики иногда прибегают к стилизации под иранский или другой восточный орнамент, зачастую смешивая их. Это приводит к катастрофической пошлости, представленной на отечественных рынках в самых разных версиях. Так что будьте внимательны при выборе.

Возврат к списку